border-paginationbordericon-adviceicon-adviseicon-arrowicon-calendicon-calendar-flag-greenicon-calendar-flag-whiteicon-calendar-flagicon-check-greenicon-checkicon-close-grayicon-close-orangeicon-closeicon-commenticon-docDOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expand-selecticon-expand-whiteicon-expandicon-expand-wideicon-experticon-exporticon-fb-lighticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-hyperlinkicon-igicon-liicon-likeicon-line-blueicon-line-yellowicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-logouticon-mailicon-mobileicon-next-solid-orangeicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-pencilicon-personicon-portfolio-birthicon-portfolio-dateicon-portfolio-eduicon-portfolio-photoicon-portfolio-schoolicon-portfolio-sporticon-portfolio-staricon-pptPPTicon-prev-solid-orangeicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-profile-abouticon-profile-bulbicon-profile-defaulticon-profile-eduicon-profile-experticon-profile-find-jobicon-profile-find-mentoricon-profile-find-projecticon-profile-handicon-profile-hipoicon-profile-locationicon-profile-mentoricon-profile-owlicon-profile-posticon-profile-studenticon-quote-lefticon-quote-righticon-scrollicon-searchicon-settingsicon-shareicon-signinicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-tunericon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-youlogoКАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 //--// PDFВпередНазадИконка часыПерсональный emailarrow-wide-leftarrow-wide-rightЗакрыть

Будущее в руках талантов. Как вовлечь талантливую молодежь для решения больших вызовов общества

Будущее в руках талантов. Как вовлечь талантливую молодежь для решения больших вызовов общества
Эксперты в науке, образовании, бизнесе обсудили стратегии поддержки одаренных детей и молодежи на конференции в Сочи

Поддержка молодых людей с выдающимися способностями и включение их в реализацию приоритетных направлений развития России — задачи, которые стоят перед всей страной и регионами, в частности. От создания системы сопровождения одаренной и талантливой молодежи зависит развитие человеческого капитала в стране — главного ресурса развитых стран мира. Он состоит из знаний, интеллектуальных и управленческих способностей отдельных людей, которые определят состояние экономики страны через 10, 20 и 30 лет.

В марте 2013 года президент России Владимир Путин совместно с попечительским советом фонда «Талант и успех» основали образовательный центр «Сириус». Его цель — поддержка и развитие одаренных ученых, музыкантов и спортсменов. С 1 июня 2015 года центр собирает лучших молодых математиков, физиков, биологов, химиков, художников, танцоров, музыкантов, хоккеистов и шахматистов.

После создания «Сириуса», в российских регионах тоже появились организации, работающие с одаренной молодежью. 3 декабря 2014 года Кабинет министров Татарстана принял госпрограмму «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2020 годы». Оператором по ее реализации стал республиканский институт развития — Казанский открытый университет талантов 2.0. Чтобы определить дальнейший вектор развития региональных центров выявления и поддержки одаренной молодежи, в «Сириусе» в прошлом году состоялась первая конференция «Путь к успеху: программы поддержки одаренных детей и молодежи в контексте стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». В этом году на II Всероссийской конференции, которая прошла с 26–29 января, эксперты обсудили стратегии поддержки одаренных детей и молодежи.

Участниками события стали более 1000 человек, среди которых была делегация экспертов из Татарстана: сопредседатель Научно-экспертного совета госпрограммы, ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета Файруза Мустафина, исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов, руководители направлений, координаторы проектов и наставники Университета Талантов, ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, директор Республиканского олимпиадного центра Гузаль Зарипова.

В течение четырех дней участники конференции обсуждали, как улучшить поддержку одаренной молодежи. Преподаватели школ и вузов во время дискуссии в научном клубе «Сириуса» выяснили, что студенты хотят решать реальные задачи предприятий и компаний, а не только создавать учебные проекты. Главное желание учащихся — чтобы их идеи вышли за рамки учебной программы и нашли свое применение в науке, инженерии или искусстве.

По словам вице-президента по HR, PR и корпоративному маркетингу компании BIOCAD Александры Глазковой, знания студентов носят больше теоретический характер, они не понимают, как работать в команде над проектом. «Чтобы ликвидировать разрыв между теорией и практикой, нужно создавать на базе вузов корпоративные институты или магистратуры. Так студенты смогут получить теоретические знания и одновременно применить их в своей работе», — считает Глазкова.

Важной темой для обсуждения у экспертов стали вопросы о самых востребованных специальностях и научных направлениях. Совладелец платежного сервиса Qiwi Сергей Солонин на собственном примере доказал, что физико-математическое образование позволит студенту легко трудоустроиться в IT-сферу — на сегодняшний день самую востребованную и высокооплачиваемую в России. Экс-министр финансов России и декан Факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин подтвердил популярность IT-сферы статистикой самых посещаемых онлайн-курсов на Coursera: в топ-5 входят уроки по машинному обучению, нейронным сетям и блокчейну.

Значимость гуманитарных наук подчеркнула нейробиолог и психолингвист Татьяна Черниговская:

Искусственные нейронные сети помогают изучать мышление человека, а, значит, лучше понимать наше поведение. Эти знания не менее важны, и от них зависит, будет ли человечество развиваться в гармонии или в хаосе.

По мнению заведующей кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ Елены Казаковой, гуманитарные науки напрямую связаны с soft skills. «Мягкими» специалисты называют навыки общения, без которых невозможно взаимодействие людей в обществе и внутри команд, работающих над инженерными и научными проектами. В конце дискуссии эксперты и участники конференции пришли к единому мнению — важны все научные направления. Они создают интеллектуальную основу для стартапов, которые в будущем смогут конкурировать с Google, Apple, Tesla или SpaceX.

Возвращаясь к теме образования, Елена Казакова отметила, что общество, наравне с родителями и педагогами, влияет на поддержку одаренной молодежи. Каждая крупная компания хочет интегрироваться в образование, создав свой корпоративный институт или открыв магистратуру. Задача институтов развития в этой ситуации, считает Казакова — сохранить целостность образовательной системы и дополнить ее практическими знаниями от предприятий.

За четыре дня участники конференции обсудили вопросы, связанные с поддержкой одаренных детей. Советник президента России Андрей Фурсенко предложил модернизировать формат конференции в следующем году:

— Один из главных посылов, о котором мы говорили все эти дни — молодежь должна сама выбирать, в каких сферах и как ей нужно развиваться. Поэтому предлагаю в 2019 году дать больше времени для выступлений молодым спикерам — пусть они расскажут, чего им не хватает и какая поддержка им нужна.

За четыре дня конференции эксперты определили, как будет развиваться поддержка талантливой молодежи в России. Специалисты обсудили основные тенденции в педагогике и психологии, IT, биологии и физике. Участники конференции выяснили, что все научные направления важны для одаренных людей в будущем. Региональные институты развития узнали об этих тенденциях и готовы реализовать их в своих городах и районах.

Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Быстрее через социальные сети