Формирование образовательных траекторий, психологическая поддержка детей, игровая профориентация. Как управлять интеллектуальным и инновационным потенциалом региона?

Формирование образовательных траекторий, психологическая поддержка детей, игровая профориентация. Как управлять интеллектуальным и инновационным потенциалом региона?
В Казани состоялась Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Управление талантами»

Тема управления талантами является актуальной не только в России, но и во всем мире. О человеческом капитале и роли сопровождения молодых людей с выдающимися способностями идет немало обсуждений и проводятся масштабные исследования, так как будущее республики и страны – за профессиональными кадрами, которые сумели реализовать свой талант. Университет Талантов привлекает внимание общественности к теме управления талантами c целью выстраивания системы сопровождения одаренной и талантливой молодежи в республике.

С 28 по 29 ноября на базе Казанского  государственного энергетического университета состоялась Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий». В конференции приняли участие 292 участника и 46 республиканских и федеральных экспертов из 20 муниципальных районов Татарстана, 25 городов России и СНГ, среди которых: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Тольятти, Владикавказ, Краснодар, Ташкент (Узбекистан), Минск (Беларусь) и др., а также из Вены (Австрия).

Организаторы конференции: Правительство Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Казанский открытый университет талантов 2.0, Академия наук Республики Татарстан, Казанский государственный энергетический университет, Казанский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казанский государственный аграрный университет, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Республиканский центр внешкольной работы, Республиканский центр по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие – Йолдызлык».

Разина Рамазановна Нигматуллина, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов, рассказала о ключевых целях и задачах конференции: – Основная задача – верификация практик поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей и молодежи, которые применяются в Университете Талантов. Для этого мы приглашаем множество экспертов, которые находятся за пределами Татарстана, чтобы они выразили свое мнение по отношению к нашей деятельности и поделились опытом, как это происходит у них. Важно, чтобы наши наставники, работающие с молодежью Татарстана, приняли участие в дискуссиях и мастер-классах, которые проводят эксперты из других регионов – для дальнейшего применения новых знаний в свой практике.

Конференция призвана оказать содействие учреждениям, организациям, специалистам бизнес-среды и педагогам в выборе стратегий и технологий деятельности для работы со способной и мотивированной молодежью. Это достигается с помощью целевого обсуждения научных подходов и реального опыта управления интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом территорий развития личности.

Работа конференции началась с пленарной сессии, где собрались ученые и специалисты в сфере развития человеческого капитала и работы с талантами, представители организаций, работающих с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, магистранты и аспиранты вузов, эксперты Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», члены Временного научно-исследовательского коллектива, наставники и координаторы проектов Университета Талантов.

Эксперты обсудили многомерное мышление, технологии акселерации в корпоративном обучении для развития талантов, а также вопросы сопровождения и поддержки талантливой молодежи на карьерном пути. По мнению Александра Ушенина, заместителя генерального директора публичного акционерного общества «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию (г. Набережные Челны), поддержка талантливых сотрудников необходима для вывода проектов на новый уровень развития и переход на более эффективный подход в своей деятельности. Светлана Николаевна Чистякова, доктор педагогических наук, заведующая центром самоопределения и профессиональной ориентации Института содержания и методов обучения, академик Российской академии образования (РАО), профессор (г. Москва), отметила, что развитие профессиональной карьеры талантливой молодежи – важнейший ресурс адаптации выпускников на рынке труда. Развитие государства напрямую зависит от того, насколько страна готова «вложиться» в развитие интеллектуального потенциала.

После пленарного заседания участники конференции представили и обсудили доклады в тематических секциях:

– направления, способы и формы развития интеллектуального и инновационного потенциалов региона в рамках стратегии цифровизации экономики и образования через выявление и поддержку одаренности и таланта как основы интеллектуального потенциала личности, организации, территории

– одаренность и талант как драйверы информационной эпохи: научные подходы к формированию личности, нравственной, этической, когнитивной и творческой составляющих; критерии и методики оценки способностей, одаренности и таланта (опыт и прогнозы); выявление, поддержка и сопровождение способных и одаренных с физическими и психологическими проблемами; корпоративные системы управления талантами в организациях

В рамках первой секции эксперты и спикеры говорили о существующих методах и подходах к обучению молодежи для улучшения связки «школа-вуз-работа». Они обсудили особенности современного поколения, способы проведения профессиональных проб и обменялись опытом обучения и оценки способностей талантливых школьников и студентов. Светлана Симоненко, кандидат психологических наук, управляющий партнер Центра независимой оценки и развития персонала Detech (г. Москва), рассказала, как оценивается потенциал личности с помощью инновационных технологий:

– В 2011 году в исследовательском подразделении Detech был разработан личностный опросник Deep, который имеет 33 основные шкалы и состоит из 272 вопросов. Возможности опросника Deep: один инструмент дает ответы на множество вопросов, в зависимости от задачи можно получить дополнительную информацию, нет необходимости повторного заполнения.

Эксперт отметила, что личностный опросник выявляет ключевые качества человека, которые определяют его успешность при выполнении рабочих задач и таким образом позволяют организации достичь своих стратегических целей.

Участники второй секции обсуждали психологические особенности талантливых людей, а также обменялись опытом в поддержке, продюсировании и развитии талантливой молодежи. Также спикеры поделились своим мнением по поддержке и сопровождению способных детей с ограниченными возможностями здоровья. Участники обсудили роль родителей в жизни талантливого ребенка – как родителям помочь распределить нагрузку своим детям при подготовке к олимпиадам и экзаменам.

Мария Евгеньевна Богоявленская, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования (г. Москва), в своем выступлении на тему «Риски в работе с одаренными детьми и подростками» рассказала об образовательных рисках. Они возникают при применении педагогических технологий, которые могут негативно повлиять на процесс становления ребенка как одаренной личности. Спикер отметила, что одаренность в детстве не может быть гарантом одаренности в будущем из-за психического процесса и возможного изменения траектории.

Далее в рамках конференции  прошел круглый стол на тему «Развитие одаренной молодежи в системе: школа-СПО-вуз-предприятие», на котором участники подняли вопрос привлечения и трудоустройства талантливой молодежи.

Олег Гаврилович Волков, профессор кафедры менеджмента и экономики Чебоксарского филиала Московского политехнического университета, поделился своим мнением о развитии одаренных детей и отметил выступления своих коллег на эту тему:

Я более 20 лет занимаюсь развитием одаренных детей. Для себя отметил полное совпадение своих мыслей с идеей Марины Владимировны Белокуровой  (психотерапевт единого европейского регистра, держатель Всемирного сертификата психотерапевта – прим. ред.) – заниматься развитием детей нужно уже в 5 лет. На основе моего опыта могу сказать, что можно начинать уже в 3 года. Хорошее выступление было у Светланы Игоревны Симоненко – она показала, что правильно составленные вопросы анкеты позволяют выявлять способности человека.

Участники конференции посетили 5 мастер-классов, посвященных тьюторству, зонам ближайшего развития, поддержке молодежи и профессиональным пробам. Татьяна Михайловна Ковалёва, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования и руководитель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» Московского городского педагогического университета, научный руководитель лаборатории индивидуализации и тьюторства в Томском государственном университете, провела мастер-класс на тему «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ как ресурс современного образования». Эксперт рассказала  о культуре тьюторства и отметила, что главное отличие тьютора от педагога заключается в отсутствии оценки. Тьюторская практика реализуется в России на протяжении 27 лет, что позволило открыть 16 программ магистратуры по этому направлению.

В завершение первого дня конференции перед участниками и экспертами выступили дипломанты Открытого республиканского телевизионного молодежного эстрадного фестиваля искусства «Созвездие-йолдызлык», который существует уже 18 лет. Его участниками стали более миллиона человек из 45 муниципальных районов и городов Татарстана.

Во второй день на пленарной сессии была поднята тема компетенций педагога, работающего с одаренными детьми. Координатор «Олимпиады наставников», кандидат психологических наук Ольга Репина (г. Набережные Челны) рассказала о модели компетенций наставников в Университете Талантов и отметила две базовые компетенции: фасилитатор и модератор. Константин Евгеньевич Зискин, кандидат психологических наук, заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова (г. Москва), рассказал о четырех ступенях компетенций педагога: слабопрофессиональная, базовая, профессиональная, высокопрофессиональная. Спикер рассказал, что компетенции очень условны для измерения:

– Компетенции ‒ это то, что проявляется в деятельности и обеспечивает эффективное выполнение работы. Их можно наблюдать по поведению человека. Совсем необязательно, чтобы у каждого учителя все компетенции были развиты на самом высоком уровне.

На секциях эксперты обсудили главные тренды современного образования:

  • педагог, наставник в работе с талантливыми, способными и мотивированными детьми и молодежью: модели функций, ценностей и компетенций педагога-наставника в работе с одаренными детьми и способной молодежью
  • педагог, наставник в работе с талантливыми, способными и мотивированными детьми и молодежью: технологии развития способностей и компетенций молодежи методами наставничества   

Екатерина Родионовна Салихова, координатор курса «Управление продюсированием талантов», познакомила участников конференции с 4 условиями самореализации детей и молодежи, которые применяет в своей деятельности Университет Талантов: – овладение лучшими знаниями и компетенциями в той области, которая наиболее интересна молодому человеку – раскрытие потенциала через знание своих сильных сторон и «зон роста» – позитивная практика применения своего потенциала и компетенций – рефлексивная позиция по отношению к себе и окружающему миру

На второй секции обсуждались новые задачи в сфере управления талантами и затрагивалась тема формирования науко-творческого потенциала молодежи в условиях цифровизации. Флера Габдульбаровна Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор Казанского федерального университета (г. Казань), рассказала, как привлекать студентов в научно-исследовательскую работу: – Не нужно заставлять заниматься наукой всех подряд. Студентов нужно мотивировать, создавать условия для их мотивации. В конечном итоге мотивация должна быть такой, чтобы студент развивался не благодаря, а вопреки.

В рамках конференции режиссер-постановщик, педагог и хореограф Владимир Алексеевич Аносов (г. Москва) провел мастер-класс «Человек культуры в искусстве». Участники конференции выполнили  упражнения на развитие воображения, понимание механизмов работы эмоционального ума и рационального разума.

По итогам конференции участники и эксперты обменялись своими впечатлениями о проведенной работе, дали обратную связь организаторам и поделились планами на будущее.

Елена Короткова, доктор педагогических наук, профессор, директор фонда «Золотое сечение» (г. Екатеринбург), отметила положительные стороны работы с одаренными детьми в Татарстане: – Не везде создана такая системная работа с талантливой молодежью, как в Татарстане. Очень четко распределены задачи к поставленной цели, и работа идет на результат от министерства образования до центров работы с детьми. Система, которая создана в Татарстане и к которой стремимся мы в своих регионах – очень чувствительная. Это заметно по тому, как интерпретируются доклады и как внимательно докладчики относятся к тому, что говорится в аудитории.

Второй день конференции завершился проектным семинаром «Таланты мира», участники которого обсудили лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи.

Фоторепортаж 1 дня конференции
Фоторепортаж 2 дня конференции

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий