Выставка карьерных перспектив, глубинное интервью и профессии будущего. Как развивать и сопровождать молодежь на уровне школы, вуза и предприятия?

 Выставка карьерных перспектив, глубинное интервью и профессии будущего. Как развивать и сопровождать молодежь на уровне школы, вуза и предприятия?
Репортаж о V Республиканском Форуме «Открытие талантов»

Современный мир – это мир быстротечных изменений и постоянно обновляющихся технологий. Чтобы применять в жизни знания, полученные в школе, ссузе или вузе, и стать востребованным специалистом, нужно быть открытым для изменений и развивать свои компетенции. Особенно это актуально для молодежи, так как перед ней стоит вопрос трудоустройства и профессиональной самореализации. Как помочь талантливому ребенку найти свое предназначение? Какие качества понадобятся молодому специалисту через 10 лет? Как создать условия для развития, трудоустройства и профессиональной самореализации молодежи? На эти и другие вопросы в течение двух дней находили ответы российские эксперты в сфере развития человеческого капитала и управления талантами, студенты Университета Талантов и их наставники, соотечественники Татарстана, а также представители бизнес-среды, министерств и ведомств на V Республиканском Форуме «Открытие талантов», который состоялся с 30 ноября по 1 декабря 2018 года.

Форум объединил более 1500 участников, для которых проходили мастер-классы и пленарные заседания. Эксперты Форума обсудили модели развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи на уровне школы, вуза и компаний, механизмы реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов, а также сопровождение и содействие профессиональной самореализации одаренных и талантливых школьников. Кроме того, более 1200 казанских школьников и студентов посетили интерактивную выставку возможностей профессионального развития «Мой Татарстан. Мой Талант».

Параллельно с выставкой и Форумом «Открытие талантов» вел работу форум молодых специалистов, проживающих за пределами Татарстана, на котором 57 участников из городов России и таких стран, как США, Сингапур, Китай, ОАЭ, Турция, Узбекистан, Казахстан и др., поделились опытом, полученным за границей, и предложили свои идеи и для популяризации бренда Татарстана и формирования глобального сообщества соотечественников республики.


На пленарной сессии участники обсудили тему «Лучшие федеральные и региональные практики развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи». Эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Сочи и Екатеринбурга обсудили возможности реализации практик, направленных на развитие потенциала талантливых детей, например, создание образовательных центров или справочников по востребованным профессиям. Наталья Васильевна Кравченко, руководитель проекта по развитию движения наставничества Агентства стратегических инициатив (г. Москва), отметила, что технология наставничества Университета Талантов является уникальной и применима не только в отношении молодых людей:

– В АСИ тема наставничества находится в фокусе, как и во всей стране. Владимир Владимирович Путин поставил перед нами задачу – чтобы каждый человек, живущий в России, имел возможность раскрыть свой потенциал. Республике Татарстан удалось выстроить систему, которая объединила ресурсы школ, высших образовательных учреждений и работодателей. По этому маршруту можно работать и со взрослыми людьми, кто заинтересован сегодня самореализоваться и понять, кем он будет в новых условиях. Ни один субъект в России настолько комплексно и глубоко не прорабатывал эту тему.

В рамках пленарной сессии своей историей успеха поделилась Дарина Мазитова – студент Университета Талантов. Дарина родилась в Зеленодольске с населением почти в 100 тысяч человек, в 18 лет уже владеет собственным маркетинговым агентством «На мази», которое занимается упаковкой и продвижением бизнеса, и продолжает расширять свой бизнес и помогать другим.

– Когда я открыла маркетинговое агентство, то понимала, что на мне лежит ответственность за других людей. У меня не было мысли, что я могу бросить проект, поэтому я планирую развивать свой бизнес еще как минимум 10 лет, – поделилась девушка.

После этого участники продолжили работу в рамках трех проектных сессий:

  1. Модель профессиональной самореализации талантливой молодежи на предприятиях Республики Татарстан
  2. Механизмы индивидуальных образовательных траекторий для студентов – победителей и призеров олимпиад и конкурсных мероприятий, выпускников образовательного центра «Сириус»
  3. Модель сопровождения и содействия профессиональной самореализации одаренных и талантливых школьников

Студенты Университета Талантов приняли участие в сессии «Профессии будущего». Дмитрий Александрович Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», рассказал, что благодаря интернету появилась возможность выполнять работу практически в любом месте, а также появляются новые технологии, которые могут вытеснить привычные нам институты. Например, китайский мессенджер «weChat», позволяет осуществлять все экономические транзакции через приложение. В связи с этим банки перестают контролировать экономический поток денег. Все эти изменения в мире предполагают появление новых профессий с новым набором качеств и компетенций, которые необходимо развивать специалисту будущего. Дмитрий Александрович выделил пять ключевых тенденций в современном мире:

1.      Цифровизация, тотальное проникновение информационных технологий

2.      Автоматизация в промышленности и экономике

3.      «Озеленение» (экологическое движение)

4.      Трансформация общества

5.      Размывание дисциплинарных и отраслевых границ

В это время наставники погрузились в тренинг «Образовательная траектория наставника в Университете Талантов». По словам Екатерины Родионовной Салиховой, координатора курса «Управление продюсированием талантов», цель тренинга – донести до недавно прибывших наставников информацию о модулях курса. Наставники работали в составе пяти команд над каждым из лучей 5-лучевой модели диагностики надпредметных компетенций: проектное творчество, карьерная навигация, открытость, стартовый блок и компетенция организатора. Таким образом, начинающие наставники имели возможность изучить актуальные технологии наставничества, а более опытные – повторить и закрепить уже знакомые навыки.

Полученные знания участники применили на открытой дискуссии в формате мирового кафе «Талант: от поиска до продюсирования». Представители школ, университетов и предприятий Республики Татарстан поделились предложениями и идеями для сотрудничества социальных институтов между собой в сфере развития и сопровождения одаренной молодежи. Студент Университета Талантов, ученица 11 класса химического лицея (г. Зеленодольск) Екатерина Ильина вынесла на обсуждение вопрос об актуализации темы наставничества в школах и внедрения образовательных стажировок. Проектную группу университетов представили сопредседатель Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», советник мэра по вопросам развития образования (г. Набережные Челны) Файруза Мустафина и координатор «Олимпиады наставников», кандидат психологических наук (г. Набережные Челны) Ольга Репина. Речь шла о выстраивании индивидуального сопровождения студентов вузов и необходимости создания внутривузовской системы мониторинга их потенциала.

Директор по персоналу Казанского вертолетного завода Марина Марюшина и наставник Университета Талантов, кандидат философских наук, преподаватель Казанского инновационного университета Светлана Туктамышева представили позицию предприятий и компаний. Они считают, что необходимо выделить особенности в построении индивидуального плана развития с точки зрения HR и создать дорожную карту мероприятий для студентов Университета Талантов.

Позже студенты и наставники объединились на совместной сессии по подготовке к интерактивной выставке «Мой Татарстан. Мой Талант». Команда тьюторов дала участникам краткое описание того, что представляет собой выставка. После проведения диагностики профессиональной ориентации было выявлено, что многие студенты уже знают, в какой сфере будут реализовывать себя в будущем. Во время работы с наставниками школьники и студенты поставили перед собой конкретные цели и сформулировали вопросы, на которые должны были найти ответ на встрече с представителями компаний.

Лейсан Халитова, студентка 2 курса Казанского колледжа архитектуры и городского хозяйства по специальности «Социальная работа», рассказала о совместной работе с наставником:

– С моим наставником Раушанией Валиевой мы разговаривали о том, как подать себя на публике, отвечать на вопросы, избегая конфликтных ситуаций. Мне было очень приятно с ней общаться, потому что она дала много полезных советов: например, как выполнить промежуточные задачи перед достижением целей, которые я поставила еще на Молодежной школе талантов.

На Форуме «Открытие талантов» присутствовало большое количество молодых наставников, которые только недавно начали развиваться в сфере наставничества. Для них совместно с опытными наставниками Университета Талантов был проведен мастер-класс «Инструменты фасилитации в проведении групповой и индивидуальной работы с одаренными и талантливым детьми и молодежью». В системе наставничества постоянно появляются новые запросы, которые нужно учитывать при работе с детьми. Так появилась новая компетенция – фасилитация. Фасилитатор оказывает помощь и поддержку талантам, создавая безопасную и комфортную среду для него. Для наставника-фасилитатора важно всегда быть лояльным к наставляемому и дать понять, что он находится рядом и способен оказать помощь в любой просьбе.

Второй день форума начался со встречи руководства Республики Татарстан и приглашенных экспертов. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Хайруллович Мухаметшин поделился мнением, что сегодня нужно выстроить многоуровневую работу с молодыми людьми, чтобы правильно сориентировать будущих специалистов:

– Человек может быть хорошим электриком, инженером или механиком. Но будущему специалисту, который будет расти и подниматься по «социальному лифту», нужно обладать межпрофессиональными компетенциями. Их этому никто не учит. Важно уметь работать в коллективе, согласовывать корпоративные интересы.

Студенты Университета Талантов приняли участие в воркшопах с наставниками, на которых обсудили особенности глубинного интервью, профессии будущего и возможности внесения изменений в систему образования. Глубинное интервью отличается от обычного интервью своим подходом к вопросам: интервью обычно проводится с целью узнать информацию, а глубинное заставляет задуматься о предназначении человека. Ярослава Вихарева, студент Университета Талантов, ученица 11 класса гимназии № 28 (г. Казань), рассказала, к каким выводам она пришла после прохождения интервью:

– На некоторые вопросы я затруднялась ответить, потому что было сложно раскрываться как личность. Легче дать совет другому человеку, а себе помочь гораздо сложнее. В процессе интервью я поняла, что мои «хочу», «могу» и «надо» совпадают – это заставило задуматься о будущей жизни.

Руководитель проекта «АрхиДети» Гузель Махмутова провела мастер-класс по организации пространства. Оно состоит из среды, которая окружает человека, взаимодействия в команде и онлайн-формата жизни. Участникам предлагалось самим ответить на некоторые вопросы, а также выполнить творческое задание: при помощи журналов, бумаги и канцелярских принадлежностей создать коллаж, посвященный идеальному образу офиса будущего.

Форум «Открытие талантов» завершился традиционным Зимним балом Университета Талантов, который включал в себя яркую и запоминающуюся концертную программу. Зимний бал Университета Талантов – ежегодное мероприятие, которое по традиции завершает Форум. На главной сцене была представлена театрализованная постановка. В ней герои затронули тему мечты, которая способна вернуть в детство и подсказать, как найти свое предназначение в этом огромном мире возможностей. Атмосферу праздника дополнили танцевальный коллектив «Шарм», детский хор Академии популярной музыки Игоря Крутого Поволжье и приглашенная кавер-группа «Лето».

Форум прошёл при поддержке Правительства Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан и других министерств и ведомств.

По итогам работы Форума будут актуализированы модели взаимодействия Университета Талантов с организациями по сопровождению талантливых детей и молодежи.

Фоторепортаж

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий